Пушкинское благочиние Московской епархии

Покровский храм поселка Черкизово

В память о сослужителе. (о протоиерее Вячеславе Резникове)

В ночь на 16 мая скоропостижно скончался клирик Покровского храма пос. Черкизово Пушкинского района (ст. Тарасовская Ярославской ж-д) прот. Вячеслав Резников, послуживший здесь 25 лет. Как поражают такие внезапные кончины! 15 мая — Неделя о расслабленном. Все было как обычно: отслужил о. Вячеслав раннюю обедню, произнес в конце проповедь (по отзывам слушателей блестящую и даже с легким юмором), далее исповедь за поздней обедней, панихида, крестины, потом уехал и где-то еще крестил больного младенца. Дома дочитал матушке и дочке только что законченную им книгу (увы, последнюю!) и около полуночи — конец. Ему было не так уж много — 65.

Таким знали протоиерея Вячеслава Резникова его ученики

Отпевали отца Вячеслава 17 мая. За богослужением в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района несмотря на будний день было по-пасхальному многолюдно, и хотя радостное «Христос воскресе!» неоднократно звучало из уст молящихся, лица их не были радостными. Даже во дворе под мелким моросящим дождиком стояли те, кто не поместился внутри, и лица их были мокры не только из-за дождя. Возглавил заупокойную Литургию и отпевание епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов). Почти час длилось прощание с покойным.

Внешне жизнь о. Вячеслава довольно бедна событиями. Родился в Москве в 1946 г. Родители  —  картографы, участники войны.

Далее школа, после седьмого класса Московский радиоаппаратостроительный техникум, армия, Литинститут, работа в телетайпном отделе Известий, женитьба — все обычно.

До известной степени зауряден и приход в Церковь в 1976 году. Именно в эти годы немало людей, обретя веру, круто изменили свою жизнь:  многие бросили любимую работу, успешную карьеру, иногда даже семью и пошли служить Богу. Многие стали священниками, кто-то остановился на стадии просветительской иногда, церковно-диссидентской деятельности. Советская власть как могла, боролась с этим явлением, но совсем остановить это ей было уже не под силу.

Так вот и Вячеслав Резников, уйдя из Известий, проработал некоторое время таксистом, кочегаром, а в 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию — таких он, как правило, зачисляли сразу во 2-й класс. В 1981 после досрочной сдачи экзаменов за 3-й и 4-й классы Вячеслав был рукоположен во иерея и направлен на приходское служение.

Далее последовало  30 лет службы с всего двумя переводами с прихода на приход (сколько священников в эти годы вынужденно сменило до десяти и более приходов, а иногда и перемещалось из епархии в епархию). В 1984 году заочно окончил Академию.

Начало священнического служения было промыслительно-удачным. Первым приходом молодого священника стал храм Пророка Илии Обыденного. Традиционно это был храм, куда более всего ходила московская верующая интеллигенция. Так прихожанами этого храма были Н. Е. Пестов, тайный священник прот. Николай Павлович Иванов, профессор будущий иерей Глеб Каледа и многие другие замечательные люди. О. Вячеслав прослужил там недолго, тем не менее, среди тех, кто в последствии приезжал регулярно в Тарасовку для исповеди и беседы, было немало обыденских прихожан. Но даже и те, кто потерял с ним общение после его перевода в Серпухов и далее о нем ничего не слышал, и через 20 лет с благодарностью вспоминали его наставления перед крестом и евангелием.  Здесь же в Обыденском храме, как вспоминал сам о. Вячеслав, он начал в качестве проповеди на будних службах читать Евангелие и кратко объяснять Его, т. е. начал то, что потом вылилось в книгу — главный труд о. протоиерея.

Служение в Ильинском же храме г. Серпухова о. Вячеслав вспоминал как время трудное. В храме не всегда хватало чтецов, певцов и алтарников. Приходилось подолгу жить на приходе в отрыве от семьи. И, наконец, Покровский храм в Черкизово. Недалеко от Москвы. Недалеко от Железной дороги. Храм постройки 1903 года. Никогда не закрывался. Прекрасная акустика. Налаженный устоявшийся быт прихода. Настоятель — замечательный проповедник прот. Петр Андреев, о котором потом, о. Вячеслав вспоминал как о поистине великом человеке. Ежедневная служба. Много людей – рядом г. Мытищи, где в то время не было ни одного храма. Черкизово классическое подмосковное дачное место и в тоже время  в поселке два ВУЗа, рядом в Мытищах — третий (Лестех). Прекрасное поле для проповеди. Через какое-то время удалось, расставшись с Москвой поселиться на окраине Мытищ, через одну остановку от Тарасовки. Этот скромный дом недалеко от платформы Строитель постепенно станет своим для многих и многих духовно страждущих.

Можно много говорить о том, каким ревностным служителем был о. Вячеслав, с какой готовностью откликался он на любую просьбу людей и как всегда был готов исполнить указание настоятеля, как деликатно он исправлял чужие ошибки, как много людей стояло к нему на исповедь и сколь многие искали у него совета и утешения! Сколько на отпевании было людей в рясе считавших себя его духовными детьми или близкими духовными друзьями! В чьей-то речи во время отпевания прозвучало даже слово «праведник». Но не в этом своеобразие его личности, о котором невозможно забыть и невозможно не написать. Моральная чистота о. Вячеслава сочеталась с острым критическим умом, житейская трезвость с невероятно твердой верой в Промысел Божий или  как написано в его книге о Пушкине с попыткой «идеального гармонического взаимодействия человека с тем Высшим Началом, которое определяет судьбы мира». Он постоянно вглядывался в окружающее, но без ставшего ныне столь распространенным постоянного возмущения всем и вся. Он любил и знал историю и потому, наверное, всевозможные дневники и воспоминания были его любимым чтением. Он очень подозрительно относился к опусам на тему «типический христианин в типических обстоятельствах». И никогда никакого своеволия. Прежде всего, как даст Бог и как распорядится священноначалие.  Во всем, во всей жизни какая-то основательность, обдуманность, глубина. Любовь к законченности. Любовь к какой-то постоянной деятельности. И это не только служение, проповедничество, литература — это еще и любовь к труду руками. Говорят, что он с детства всегда что-нибудь паял, строгал или пилил. Есть дома шкафчик сделанный им, есть в требной сумке оригинальное приспособление для соборования.

Литературное наследие о. Вячеслава по объему невелико. Но следует помнить, что «Полный круг проповедей» писался более двадцати лет постепенно преобразовываясь, пополняясь и уточняясь от издания к изданию. Как ни странно, но книга эта практически не имеет аналогов в обширной ныне православной литературе. У нас есть книги, раскрывающие и толкующие Священное писание, есть сборники проповедей, сборники поучений на разные житейско-духовные темы, есть календари с ежедневным назидательным чтением – все это представлено у о. Вячеслава в одной книге в каком-то особом удивительном сочетании. Ранние издания ее неоднократно служили подарком выпускникам-семинаристам, и ныне она пользуется успехом у новопоставленных священников. Известно, что кое-где ее даже включили в ежедневное монастырское чтение.

«Раскрывая Священное Писание» есть итог многолетней преподавательской деятельности (Училище сестер милосердия, Лестех, Отдел Катехизации, МГУ, Современный Гуманитарный университет и что-то еще). Как сказано в предисловии — попытка пробудить интерес к изучению Писания.

Маленькие книги о жизни в Церкви, о Таинствах — прежде всего попытка защититься от бесконечно повторяющихся элементарных вопросов новообращенных прихожан и «захожан». Книги написаны доверительным тоном, всюду обращение к читателю-собеседнику на «ты». И все-все опять в ссылках на Евангелие, на Библию.

Наконец, невозможно не сказать несколько слов об этой замечательной книге о Пушкине отмеченной даже таким столпом пушкинистики как В. Непомнящий. Книга как это следует уже из названия была начата  до прихода в Церковь. Ее точное название «Размышления на пути к вере». Восприняв судьбы героев произведений Пушкина как судьбы живых людей будущий священник пережив все их состояния движения и устремления ясно увидел во всем Благую, хотя иногда и парадоксальную Волю Божию. Уникальность здесь в том, что, хотя как уже сказано, много образованных людей пришло в Церковь в 70-х годах, редко кто с такой ясностью рассказал о своем обращении.

Уже после смерти издана последняя книга «Откуда взялось Православие» – замечательный образец трезвого и очень библейски обоснованного взгляда на сравнение вер.

Следует сказать об удивительной скромности покойного. Священнические награды: последняя — палица, медаль за участие в Х Рождественских чтениях (а он был долгое время их постоянным участником) более ничего. Скромная жизнь великого труженика. Трое детей, трое внуков. Все тихо и обычно, но была знаменательная фраза одного из двадцати отпевавших о. Вячеслава священников: «Столько, сколько этот человек для меня сделал, не сделал никто».

Внезапная смерть всегда поражает, но вот знаменательно, что кончина настоящего проповедника может способствовать расширению проповеди. Пишущему эти строки довелось за эти немногие дни слышать от постоянных, казалось бы прихожан, что только сейчас после кончины автора они взяли в руки некоторые его книги.

Но главное, что все-таки сохранится в благодарной памяти тех, кто близко знал о. Вячеслава — это его мудрый всегда взвешенный взгляд на жизнь. Его резкие и ироничные иногда до сарказма суждения, которые как нож хирурга иногда вызывали боль, за которой потом приходило облегчение. Его раскованные и остроумные высказывания в повседневном  общении становившиеся чуть ли не поговорками – как их всем нам будет не хватать. Его добрая всегда готовность к человеческому общению без всякой казенной елейности — мы не забудем ее.

Вечная тебе память дорогой собрат в служении. Ты ушел от нас в пасхальные дни. Знаменательность этого факта подтверждается последней фразой неизданной и, возможно недоредактированой статьей о. Вячеслава. Прочитаем ее!

прот. Феодор Веревкин

Статья была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№7 за 2011 год)