Пушкинское благочиние Московской епархии

Покровский храм поселка Черкизово

О святителе Николае Чудотворце

Святитель Николае Чудотворце
Святитель Николае Чудотворце

В дни памяти святых принято говорить «сегодня мы вспоминаем святого…». Но, когда мы говорим о святителе Николае архиепископе Мир Ликийских, эта фраза кажется не совсем уместной, во всяком случае — неточной, потому что Николая Чудотворца мы — каждый из нас — вспоминаем каждый день.

Почему именно Николай Чудотворец так близок людям — самым разным — и православным и инославным и даже далеким от христианства, но способным просить о помощи и благодарить Бога? Разве святитель более свят, чем другие святые? Разве не тем же Духом он жил и действовал, что и тысячи других людей, отдавших свое сердце, а часто и саму жизнь, Христу без сомнений и без остатка?

Наверное, ответить на этот вопрос со знанием, а не с предположениями, может только тот, кто сам принял Истину и следует Ей не отвлекаясь на свое «Я», тот, кому это будет дано тем же Духом.

А нам, не имеющим такой любви и такой веры, но имеющим надежду, остаются только удивительные факты жизни святителя и личный опыт обращения к Николаю Угоднику: кто бы и в каких бы обстоятельствах ни обратился к нему от чистого сердца — не остается без ответа.
     

Наверное, каждый из нас знает житие Николая Угодника, чудеса, совершенные им, о которых поется в акафисте и которые изображены на иконах. Мы принимаем их как факт — не задумываясь и само это житие кажется каким-то сказочным, далеким от нашей жизни, непохожим на нашу жизнь.

Мы знаем, что Николай с раннего детства был избранником Бога и может показаться, что его жизнь сложилась так сама собой — просто потому, что он таким родился, потому что так было угодно Богу. Как будто он спустился с неба и был отделен от соблазнов, болезней и разочарований земной жизни.
      Но мы также знаем — и по личному опыту, и по опыту церкви, что не бывает любви без самопожертвования, что все доброе, имеющее ценность, требует усилий, знаем, наконец, что «… Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
      И, зная это, мы можем представить себе настоящую земную жизнь святителя — не лубочную, не сказочную — полную труда и борьбы, с болью, с усталостью, со злобой и непониманием окружающих — каждый день и час.
      Зная это, я, обращаясь к Святителю за помощью, оглядываюсь на свою жизнь со стыдом, и добавляю к своим просьбам «Святителю Николае, научи меня, хоть немножко, твоей любви, твоему терпению, твой непоколебимой вере». Говорю и ужасаюсь, и в то же время не теряю надежды, что, если буду постоянен в своем усилии, если после каждого падения буду стараться подняться и исправится, не останусь бесплодным.
     

В древней Греции философы считали небо идеальным предметом, символом идеального движения. Считалось, что человек, наблюдая небо, приводит ум и душу в гармонию. На небе все звезды движутся по положенным траекториям — всё повторяется, как установлено Богом, и при этом — небо бесконечно разнообразно.
      Мы можем считать таким идеальным объектом для наблюдения Небесную Церковь с бесчисленным множеством святых, победивших мир вслед за Христом — известных и не известных. У каждого — свое место, свой свет, своя траектория. И, как и при взгляде на звездное небо, чем больше мы будем всматриваться, чем больше подробностей увидим, тем прекраснее будет открывшаяся картина. И, наверное, самой близкой и оттого — самой яркой на этой картине окажется звезда Николая Чудотворца.

 

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

Андрей Д. /прихожанин храма/